Экскурсионно-просветительская работа
Школьный музей связан с образовательно-воспитательным процессом неоднозначно и глубоко. Традиционно в начале учебного года для учащихся I классов проводятся экскурсии и музейные уроки: "Знакомство со школьным музеем" (ознакомительная экскурсия), "Мир старинной гимназии" (музейный урок). Уроки проходят в контексте знакомства с учебным заведением, в котором предстоит учиться первоклассникам. В день рождения гимназии, 19 октября, для учащихся первых классов проводится экскурсия "императрица Александра Федоровна – покровительница развития образования в России". В ходе экскурсии учащиеся узнают почему гимназия носит имя императрицы Александры Федоровны; каковы были особенности воспитания детей в императорской семье; какие нововведения и традиции привнесла императрица в женское (институтское и гимназическое) образование. Также для учащихся начальной школы разработан музейный урок "Вещь в пространстве музея". Задача урока: на примере экспонатов показать, что вещь в музейном пространстве становится историческим источником. На основе диалога и анализа музейных экспонатов собирается информация о предмете (его форма, материал, размер), а главное – раскрывается история его бытования.
Происходит поиск ответов на вопросы:- О чем может рассказать обыкновенная вещь?
- Как меняется вещь, попадая в музей?
- Какую информацию она несет о своем владельце?
Подобный музейный урок готовит учащихся к посещению Этнографического музея, ГМИ Санкт-Петербурга. Дети более внимательно слушают профессионального экскурсовода, глубже воспринимают материал, сопоставляя его с услышанным на уроке в школьном музее. Подобный урок может быть проведен в контексте программы предмета "Окружающий мир". Музейный урок "Рождество в Петербурге" знакомит с традициями празднования, погружает в атмосферу праздничной подготовки (для этого используется ксерокопический материал, связанный с историей возникновения рождественских открыток), знакомит с нововведениями, привнесенными императрицей Александрой Федоровной. Урок проводится для учащихся начальной школы и вносит элемент петербурговедения. Экскурсия "Страницы истории Смольного института" проводится для учащихся средней школы (7-9 классы) в контексте планирования уроков по истории Петербурга. Такая экскурсия дополняет уроки по истории культуры и образования в период царствования Екатерины II – основоположницы женского образования в России. Экскурсия "История Красного Креста и общин милосердия" разработана для учащихся старшей школы (9-10 классы); подобная экскурсия предполагает заинтересованность историей благотворительности в России и проводится для учениц, которые в дальнейшем работают над рефератами по истории Санкт-Петербурга, по истории развития благотворительности. Спектр выбора тем для подобных рефератов разнообразен: "История развития благотворительности на Охте"; "Великая княгиня Елена Павловна – основательница Красного Креста"; "История общества Красного Креста в годы первой мировой войны". Обзорная экскурсия ("Знакомство со школьным музеем") разработана специально для гостей ГОУ №628. Экскурсия включает обзор основных этапов женского образования в России; распорядок дня, расписание уроков, традиции и праздники учениц старинных гимназий находят отражение в тексте экскурсии. Историко-культурные факты связываются с наиболее интересными экспонатами музея; если возникают вопросы экскурсантов – ведется рассказ об истории отдельного экспоната (его предназначение, история появления в музее). Экскурсия также знакомит с традициями ГОУ гимназии №628. В 2007 году текст экскурсии был переведен на английский язык.