⚙ Мобильное меню
Школьный музей "Из истории гимназического образования Петербурга"
Разделы экспозиции и выставки музея:
  • Из истории гимназического образования в России конца XIX - начала XX вв.
  • Быт мещан на Охте конца XIX - начала XX вв.
Направления работы школьного музея:
  • Экскурсионно-просветительское
  • Музейно-педагогическое
  • Поисково-исследовательское
      О школьном музее

      Музей Александринской гимназии занимает особое место на музейной карте Красногвардейского района. Он начал свою работу в сентябре 2000 года. 3 апреля 2002 года музею был присвоен статус школьного музея Санкт-Петербурга. Профиль школьного музея историко-краеведческий.

      Музейные фонды:
      • Количество единиц хранения: 421 единица хранения
      • Основной фонд: 121 единица хранения
      • Вспомогательный фонд: 300 единиц хранения
      • Количество поступлений экспонатов за последний год: 14
        Экскурсионно-просветительская работа

        Школьный музей связан с образовательно-воспитательным процессом неоднозначно и глубоко. Традиционно в начале учебного года для учащихся I классов проводятся экскурсии и музейные уроки: "Знакомство со школьным музеем" (ознакомительная экскурсия), "Мир старинной гимназии" (музейный урок). Уроки проходят в контексте знакомства с учебным заведением, в котором предстоит учиться первоклассникам. В день рождения гимназии, 19 октября, для учащихся первых классов проводится экскурсия "императрица Александра Федоровна – покровительница развития образования в России". В ходе экскурсии учащиеся узнают почему гимназия носит имя императрицы Александры Федоровны; каковы были особенности воспитания детей в императорской семье; какие нововведения и традиции привнесла императрица в женское (институтское и гимназическое) образование. Также для учащихся начальной школы разработан музейный урок "Вещь в пространстве музея". Задача урока: на примере экспонатов показать, что вещь в музейном пространстве становится историческим источником. На основе диалога и анализа музейных экспонатов собирается информация о предмете (его форма, материал, размер), а главное – раскрывается история его бытования.

        Происходит поиск ответов на вопросы:
        • О чем может рассказать обыкновенная вещь?
        • Как меняется вещь, попадая в музей?
        • Какую информацию она несет о своем владельце?

        Подобный музейный урок готовит учащихся к посещению Этнографического музея, ГМИ Санкт-Петербурга. Дети более внимательно слушают профессионального экскурсовода, глубже воспринимают материал, сопоставляя его с услышанным на уроке в школьном музее. Подобный урок может быть проведен в контексте программы предмета "Окружающий мир". Музейный урок "Рождество в Петербурге" знакомит с традициями празднования, погружает в атмосферу праздничной подготовки (для этого используется ксерокопический материал, связанный с историей возникновения рождественских открыток), знакомит с нововведениями, привнесенными императрицей Александрой Федоровной. Урок проводится для учащихся начальной школы и вносит элемент петербурговедения. Экскурсия "Страницы истории Смольного института" проводится для учащихся средней школы (7-9 классы) в контексте планирования уроков по истории Петербурга. Такая экскурсия дополняет уроки по истории культуры и образования в период царствования Екатерины II – основоположницы женского образования в России. Экскурсия "История Красного Креста и общин милосердия" разработана для учащихся старшей школы (9-10 классы); подобная экскурсия предполагает заинтересованность историей благотворительности в России и проводится для учениц, которые в дальнейшем работают над рефератами по истории Санкт-Петербурга, по истории развития благотворительности. Спектр выбора тем для подобных рефератов разнообразен: "История развития благотворительности на Охте"; "Великая княгиня Елена Павловна – основательница Красного Креста"; "История общества Красного Креста в годы первой мировой войны". Обзорная экскурсия ("Знакомство со школьным музеем") разработана специально для гостей ГОУ №628. Экскурсия включает обзор основных этапов женского образования в России; распорядок дня, расписание уроков, традиции и праздники учениц старинных гимназий находят отражение в тексте экскурсии. Историко-культурные факты связываются с наиболее интересными экспонатами музея; если возникают вопросы экскурсантов – ведется рассказ об истории отдельного экспоната (его предназначение, история появления в музее). Экскурсия также знакомит с традициями ГОУ гимназии №628. В 2007 году текст экскурсии был переведен на английский язык.
          Музейно-педагогическая работа

          Постепенно музей становится учебным, воспитательным, научно-исследовательским центром. Для учеников 1 и 2 классов проводятся музейные уроки.

          "Вещь в пространстве музея". В ходе такого урока ученицы задумываются над следующими вопросами:
          • Каковы изменения вещи с течением времени?
          • Какие качества обретает вещь, попадая в музейный зал?
          • Что такое музей?
          • О чем могут нам рассказать предметы, которые находятся в экспозиции музея?

          Музейный урок дает детям возможность соприкоснуться с музейным предметом; экспозиционное действие развивается вокруг класса гимназии – экспозиционного центра музея. Непременной составляющей такого урока становится показ предметов, связанных с историей гимназического образования.

          "Рождество в Петербурге: традиции празднования":
          • Цель такого урока – приобщение детей к культуре Петербурга, к его старинным традициям. В ходе урока ведется рассказ о своеобразии празднования Рождества в Петербурге – о подготовке к празднику, украшениях для елки, об особенностях выбора подарка и приема гостей.

          Традициям новогодних и рождественских поздравлений посвящена отдельная часть музейного урока: показ коллекции старинных открыток дает возможность учащимся ощутить атмосферу праздника. Школьный музей – связующая нить между прошлым, настоящим и будущим; поэтому очень важно создание интерактивной зоны – создание возможности для детей побывать, увидеть, соприкоснуться с прошлым через осмысление и сопереживание. Поэтому экспозиция музея не может оставаться неизменной во всех ее структурных частях: инновационные технологии должны помочь развитию культурного диалога, помочь развитию экспозиционного действия.

          В школьном музее гимназии проводятся следующие музейные уроки:
          • "Мир старинной гимназии" (для учащихся 1-ых классов)
          • "Вещь в пространстве музея" (для учащихся начальной школы)
          • "Рождество в Петербурге" (для учащихся начальной школы)
            Поисково-исследовательская работа

            Поисково-исследовательская работа – важнейшее направление деятельности нашего школьного музея, которое способствует его развитию, обеспечивает формирование и пополнение фондов, разработку и обновление экспозиции, расширение тематики экскурсий. Школьный музей развивает поисковые и исследовательские навыки учащихся. Для написания рефератов, сочинений, докладов, сообщений по учебным предметам учащиеся используют материалы нашего музея и материалы других школьных музеев. Соприкосновение с прошлым, современная оценка событий и определённых дат, встреча с людьми, делавшими историю, оставляет след в сердцах учащихся и положительно влияет на их духовно – нравственное воспитание.
            Ребята из нашей гимназии посещали Музей истории школы Карла Мая. Основатель музея и бывший воспитанник школы К. Мая Никита Владимирович Благово познакомил ребят с уникальными экспонатами. Результатом этой встречи стала исследовательская работа "Старая гимназия". В ней были выявлены особенности этой уникальной гимназии прошлых лет. Как оказалось, и в нашем музее хранятся личные вещи одного из преподавателей гимназии К. Мая. Этот факт заинтересовал наших ребят. Это послужило толчком к разработке новой исследовательской работы на тему гимназий и гимназистов Петербурга.
              Работа с фондами

              Музейный фонд – это совокупность постоянно находящихся в музее предметов, объединенных общей тематикой, именем дарителя. Работа с фондами включает в себя составление музейной документации, заполнение инвентарной книги, порядок ведения музейных карточек на каждый отдельный предмет, а также изучение, исследование и описание каждого отдельного предмета, создание условий хранения для музейных коллекций.